zakon73 (zakon73) wrote,
zakon73
zakon73

Categories:

Как Ульяновск не стал столицей автомобильного спорта

Эх, не повезло ульяновскому губернатору родиться, жить и работать в Москве или в Петербурге. Ведь как человек мечтает жить не в простом городе, а в какой-нибудь столице. Отсюда и постоянный фонтан идей насчет столичности Ульяновска – то авиационной Сергей Иванович ее назначит, то культурной обзовет. Но сейчас уже никто почти не помнит, с чего все начиналось – в 2005-ом году Морозов на весь мир заявил, что собирается сделать наш город столицей автомотоспорта, построив здесь не что-нибудь, а самую настоящую трассу «Формулы 1». Да что там «Формула-1» - трассу, подобную которой даже в самой Европе нет! Вот только многие посчитали идею «не по размеру» региону. «Богатейшая Москва не в состоянии построить такой комплекс. Что уж тут говорить об Ульяновской области, еле сводящей концы с концами, – возмущался краевед Сергей Петров. – Мы это уже проходили. Губернатор Шаманов обещал возвести ледовый дворец. Закопали десятки миллионов, а в итоге построили обычную хоккейную площадку. Будьте уверены, и в этот раз случится нечто похожее».

Гонщик-бизнесмен «продавил»

Проект оценивался аж в миллиард рублей. Это откуда ж такие деньжищи у бедной отдельно взятой поволжской области? А ларчик просто открывался. Суперпроект ульяновская администрация «разделила» вместе с местной торговой компанией «Максима-Х», во главе которой стоял Вадим Харлов, будущий руководитель местного отделения партии «Справедливая Россия» и будущий же депутат Государственной думы. Один из богатейших (на тот момент – в перспективе) людей нашего региона, владелец и пилот команды «Максмотор-Ульяновск», президент ульяновской Федерации автомотоспорта (и прочая, и прочая, и прочая) и явился инициатором строительства автомобильного комплекса, Гонщик-бизнесмен кстати пообещал вложить в проект более полумиллиарда рублей. Ну-ну… Личные амбиции и желания вдруг сразу нашли поддержку на уровне региональной власти. Ну как же, прогреметь на всю Россию за сотворение проекта такого статуса… Имидж, рейтинг, голоса избирателей, одобрение Москвы – в общем, все, как полагается!

На кону – городская недвижимость

С какого-то перепугу ульяновские власти решают создать ООО «Автодром», 49% акций которого принадлежали бы мэрии, а 51% - частному инвестору. Нюансик в странном тандеме всего один – мэрия якобы не вкладывает в проект ни копейки наличными деньгами. В обмен на участие города в проекте Автодрома коммерсантам «Максимы-Х» переходит 10 (а в разных источниках эта цифра доходит до 14) городских объектов.
С чего такая роскошь? Да, мол, объекты, даденные на откуп в частные руки в убогом состоянии, буквально камнем на шее города висят, никому не нужны. И вот уже с легкой руки местной власти крупнейшие объекты городской собственности, в числе которых «лакомый кусок» - гостиницы «Советская» и «Венец», расположенные в центре города, уплывают в частные руки – без законной процедуры приватизации, без торгов. Практически за красивые глаза. Или, правильней сказать, за красивые намерения. Параллельно с этим в собственность «Максимы – Х» переходит ЦУМ – также очень витиеватым и сомнительным (если не сказать скандальным) путем. В один момент Вадим Харлов становится главным игроком на рынке коммерческой недвижимости областной столицы.

На раздаче – председатель бюджетного комитета

«Вам не кажется странным, что администрация Ульяновска предлагает лучшие объекты недвижимости – говорил тогда депутат ЗСО Олег Горячев. – Боюсь, может произойти негласная приватизация, и город попросту потеряет их. В муниципальной казне сегодня нет денег даже на самое необходимое». Однако глас народного избранника, равно как и мнение его коллеги Юрия Когана, потонули в аплодисментах по поводу местных Нью-Васюков… Ой, простите, по поводу Автодрома. На этой восторженной волне дела у Харлова и его компании резко идут в гору. Причем не только в бизнесе, но и в политике: сначала на работу в правительство области уходит его верный сподвижник Николай Доронин. Затем сам он вполне замечательно избирается депутатом гордумы и почти сразу становится председателем бюджетного комитета – как говорится, садится на раздачу. И превращается в классического героя конца двухтысячных - богатеющего день ото дня депутата-бизнесмена.

Пиар-поддержка «Автодрома» продолжается по всем фронтам. Губернатор по-прежнему грезит столичностью и предвкушает успех. Правда, риторика вдруг резко меняется. Сначала общественность уверяли, что стройка века обязательно приведет в Ульяновск инвесторов-толстосумов, и тогда-то мы заживем, забогатеем - по первоначальным прогнозам автоспортивный комплекс должен был приносить ульяновской казне аж 7,5 млрд.рублей в год. Позже вдруг начинают звучать слова «социальный проект» - читай «неокупаемый, неприбыльный, требующий постоянной бюджетной поддержки». А кто у нас глава городского бюджетного комитета? Правильно, Вадим Харлов! Так что подпитка обеспечена.

Картинг – детям?!

Однако даже такого усиленного местного участия не хватает: в 2008-ом году начинаются вполне ожидаемые финансовые проблемы. Некие молодые люди даже пикет у ЦУМа организовали – привлекали внимание к плачевным перспективам «Автодрома». То ли сама «Максима Х» эту акцию организовала, то ли просто удачно воспользовалась моментом, но вопли «Спасите! В Ульяновске загибается хорошая идея!» полетели в направлении федерального центра. Возглавил миссию под кодовым названием «Вырулим денег из Москвы» сам губернатор. Про бред о «Формуле-1» уже никто не вспоминает, про озвученные сроки (Все сделаем за три года!) – тоже, хотя именно на эту мульку и покупали доверчивый народ на первой стадии. Теперь речь идет о том, чтобы дать деткам возможность гонять на картингах. Расчет оказался точным, в верхах тему одобрили. Как сообщает сайт «Диван Обломова», в 2010 году на строительство инженерной инфраструктуры Автодрома было направленно 370 миллионов рублей. Из них 225 миллионов - из федерального бюджета, и еще 100 миллионов - из бюджета города. Прибавляем, вычитаем – на долю частного инвестора (то есть «Максимы Х») остается всего 44,5 миллиона. А вначале говорилось, что все будет 50 на 50, что город только недвижимостью расплатится. Но на деле вышло то, что вышло.

Карта «Автодора» отыграна

Факт федеральной поддержки очень всех вдохновляет. Депутат-единоросс Сергей Кузьмин, тоже большой любитель спорта, в те дни даже написал в своем твиттере: «Получил от Харлова проект Центра олимпийских и экстремальных видов спорта, разработанный немцами. Если реализуем, вся страна завидовать будет». Любят у нас в Ульяновске громкие слова и звучные названия. Правда, почему-то, стабильно предпочитают не доводить дело до конца. Уже сегодня от былой помпы вокруг Автодрома не осталось и следа – карта отыграна, ушла в колоду. Возможно, чтобы вновь однажды возникнуть в нужный момент, аккурат под выборы или под еще какую-нибудь подходящую ситуацию. Когда деньги понадобятся или пиар.

Что мы имеем на сегодняшний момент? Ровно то, что построено на государственные деньги – картинговую трассу и кое-какую инфраструктуру. В плановом режиме проводятся кое-какие соревнования, на мега-уровень никак не тянущие. Вадим Харлов в Москве, работает в Государственной думе. От всех своих ульяновских активов и пассивов (в виде Автодрома) он успешно избавился. Объекты городской недвижимости, которые должны были принести Ульяновску колоссальный профит, обогащают исключительно чьи-то частные кошельки. Сергей Иванович по уже наработанной схеме грезит новыми столицами. И совершенно ясно, что Автодром в том виде, в котором он задумывался, никогда не будет достроен.

Интересно, только у автора присутствует ощущение, что нас где-то во всем этом очень крупно надули?
Tags: Автодром, Вадим Харлов, коррупция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments